Централизованное тестирование по биологии, 2021
При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов.
В заданиях, где нужно установить соответствие между двумя столбцами, ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Некоторые данные правого столбца могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б1B4Г2.
Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.
Версия для печати и копирования в MS Word
Биологический объект, который является элементарной единицей организменного уровня организации живых систем, изображен на рисунке:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Гидротоп — это компонент:
Чрезмерное увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере — это одна из причин:
Геном картофеля был изменен путем генно-инженерных операций и содержит активно функционирующие гены другого организма. Такой картофель называется:
Рибоза — это:
Для трех видов живых организмов (a−в) были установлены диапазоны переносимых температур:
а) от −15 °С до +10 °С; б) от −10 °С до +40 °С; в) от +2 °С до +42 °С.
Расположите данные виды в порядке увеличения их экологической пластичности:
Из пяти приведенных примеров четыре можно отнести к одной форме естественного отбора. Укажите «лишний» пример, который к этой форме отбора не относится:
Из пяти приведенных признаков четыре можно отнести к одной большой человеческой расе. Укажите «лишний» признак, который к этой расе не относится:
Дополните предложения:
а) кариотип мужчины, страдающего наследственной атрофией зрительного нерва, — ...;
б) на изучении микроскопического строения хромосом основан ... метод исследования.
Укажите набор хромосом (n) и количество хроматид (c) в клетке, обозначенной на схеме оогенеза цифрой 1:
В профазе митоза:
Укажите верное утверждение:
Укажите понятия, непосредственно не относящиеся к процессу фотосинтеза:
а) фагоцитарный пузырек; б) тилакоид; в) тсмновая фаза; г) НАДФ-Н+Н+; д) кодон.
На схеме строения цветка завязь обозначена цифрой:
Видоизмененным побегом является(-ются):
Гетеротрофный тип питания и непостоянная, изменяющаяся форма тела характерны для:
Укажите утверждение, неверное в отношении листа покрытосеменных растений:
В отличие от животных у грибов:
Известно, что бактерия является анаэробной патогенной бациллой. Выберите из текста предложения, в которых приведены описания указанных выше признаков бактерии:
(1)Человечество на протяжении всей своей истории страдало от разрушительных вспышек холеры, которая
распространяется, как правило, в форме эпидемии и является острой кишечной инфекцией, вызываемой бактерией. (2)Это грамотрицательная, изогнутая или прямая палочковидная бактерия. (З)Она имеет жгутик, который в 2−3 раза длиннее тела клетки. (4)Эта бактерия не образует спор, не имеет капсулы. (5)Она может жить и развиваться при отсутствии в среде свободного кислорода. (б)Устойчивость к воздействиям внешней среды относительно невысокая, бактерия чувствительна к высокой температуре, кислотам, солям, солнечному свету.
Укажите верные утверждения:
а) тело плоских червей сплющено в спинно-брюшном направлении; б) по способу питания планария — фильтратор; в) приспособлением к паразитическому образу жизни у бычьего цепня является прямое развитие; г) промежутки между органами у плоских червей заполнены паренхимой.
У беззубки:
а) органом газообмена является легкое, образованное мантией; б) разбросанно-узловая нервная система; в) имеется кожно-мускульный мешок; г) прямое развитие
У животного, сердце которого изображено на рисунке, можно обнаружить:
В состав скелета свободной верхней конечности человека не входит(-ят):
Центральный отдел обонятельной сенсорной системы человека включает в себя:
Человек находится в комнате, воздух в которой насыщен водяными парами и нагрет до +32 °C. Укажите наиболее эффективный в данных условиях механизм терморегуляции:
Укажите недостающее звено в схеме кровоснабжения почки человека:
почечная артерия → ? → капиллярный клубочек.
Укажите кровеносный сосуд большого круга кровообращения человека, в котором течет артериальная кровь:
Дополните предложения, касающиеся дыхательной системы человека:
а) при повышении концентрации углекислого газа в крови ритмическая активность дыхательного центра...;
6) голосовые связки заключены в складки слизистой оболочки ....
Прочитайте текст.Укажите номера предложений, в которых приведены описания физиологического критерия вида Хвощ
полевой:
(1)Хвощ полевой растет в лесах, на лугах, окраинах болот, по берегам водоемов. (2)Он предпочитает песчаную, умеренно влажную почву с повышенной кислотностью. (З)Хвощ относится к светолюбивым растениям, но может выдерживать затенение. (4)Спороносит хвощ в апреле — начале мая. (5)Спороносные колоски у него желтовато-коричневые, красноватые или буроватые, до 30 см высотой, 2−6 см в диаметре, с 8−12 гладкими ребрами. (6)Из спор довольно быстро вырастают заростки гаметофитов, на которых формируются антеридии и архегонии. (7)Оплодотворение происходит только при наличии воды.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
На схеме изображена пищевая сеть, состоящая из пастбищных цепей (виды обозначены буквами; стрелки указывают направление перехода энергии между видами; продуценты являются исключительно автотрофами).
Определите суммарное количество видов, которые являются консументами II порядка в какой-либо из цепей данной пищевой сети.
Ответ запишите цифрой, единицы измерения не указывайте. Например: 5.
Ответ:
Для каждой пары организмов укажите тип биотических взаимоотношений:
A) филин и мышь
Б) слизень и жаба
B) масленок и сосна
Г) белый медведь и песец, который питается остатками добычи медведя
Д) молодые сосна и береза, произрастающие рядом в густом подросте смешанного леса
1) мутуализм
2) паразитизм
3) конкуренция
4) хищничество
5) комменсализм
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б5ВЗГ2Д1.
Ответ:
Установите, какому этапу эмбрионального развития позвоночных животных соответствует каждый из приведенных процессов:
A) формирование бластоцели
Б) образование первичного рта
B) формирование нервной трубки
Г) образование двух зародышевых листков
1) дробление
2) гаструляция
3) гисто-и органогенез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: АЗБ2В1Г1.
Ответ:
Для каждого примера видообразования укажите форму изоляции, которая обусловила видообразование:
A) диплоидная и полиплоидная расы груши обыкновенной
Б) подвиды линя с разными сроками и местами нереста,
различающимися температурой воды
B) близкородственные виды дрозофил, различающиеся ритуалом
ухаживания за особями противоположного пола
Г) расы марьянника лугового, образовавшиеся в результате смещения
сроков цветения из-за различного режима увлажнения
1) генетическая
2) этологическая
3) экологическая
4) морфофизиологическая
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А4Б4В2Г1.
Ответ:
В кариотипе диплоидного вида ячменя обыкновенного 14 хромосом. В результате мутации образовался тетраплоид. Сколько хромосом содержится в соматических клетках тетраплоида?
Ответ запишите цифрами, единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
Ген, содержащий закодированную информацию о 660 аминокислотах, включает также промотор из 17 нуклеотидов и терминатор из 1 триплета. Рассчитайте, какую длину (нм) имеет этот ген, если длина одного нуклеотида равна 0,34 нм
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 150.
Ответ:
Заболевание человека, связанное с дефектом обмена липидов, наследуется как рецессивный признак. Одна из его форм определяется аутосомным геном, другая — сцеплена с Х-хромосомой. Определите вероятность (%) рождения больных (любой из форм заболевания) детей в семье, где родители здоровы, при этом оба являются носителями гена этого заболевания (мать дигетерозиготная).
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте. Например: 15.
Ответ:
В процессе гликолиза образовалось 160 молей пировиноградной кислоты. Рассчитайте, сколько молей СO2 образовалось в ходе этапа дыхания, протекающего в митохондриях, при полном окислении этого количества пировиноградной кислоты.
Ответ запишите цифрами в виде целого числа (дробное число округлите до целого), единицы измерения не указывайте.
Например: 150.
Ответ:
Укажите верные утверждения:
1) в жизненном цикле мхов доминирует гаметофит;
2) кукушкин лен обыкновенный произрастает в лесах и на болотах;
3) в отличие от папоротников у сфагновых мхов имеются мертвые водоносные клетки, в которых накапливается вода;
4) сальвиния плавающая, орляк обыкновенный и щитовник мужской занесены в Красную книгу Республики Беларусь;
5) на нижней стороне листьев у кукушкиного льна обыкновенного и щитовника мужского располагаются спорангии, собранные в сорусы.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
Заполните пустые ячейки таблицы, используя слова из приведенного списка:
Плод | Тип околоплодника | Пример растения |
---|---|---|
... (А) | Сухой, невскрывающийся | Подсолнечник |
Желудь | ... (Б) | Дуб |
Яблоко | Сочный | ... (В) |
Список слов:
1) семянка;
2) зерновка;
3) сочный;
4) сухой, вскрывающийся;
5) сухой, невскрывающийся;
6) груша;
7) огурец;
8) персик;
9) тюльпан.
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Например: А1БЗВ6.
Ответ:
Определите систематическое положение плотвы обыкновенной, начиная с самого высокого ранга, расположив по по рядку семь подходящих элементов из приведенных:
1) род Плотва;
2) тип Хордовые;
3) царство Животные;
4) отдел Позвоночные;
5) семейство Карповые;
6) класс Костные рыбы;
7) отряд Карпообразные;
8) класс Хрящевые рыбы;
9) вид Плотва обыкновенная.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 4132568.
Ответ:
Сравните скорпиона и белянку. Укажите признаки, характерные для обоих животных:
1) усиков нет;
2) имеется брюшная нервная цепочка;
3) ходильных конечностей четыре пары;
4) органы выделения — мальпигиевы сосуды;
5) тело покрыто хитинизированной кутикулой;
6) в цикле развития три стадии: яйцо, личинка и взрослая особь;
7) у самки на брюшке есть видоизмененный яйцеклад, протоком связанный с ядовитой железой.
Ответ запишите цифрами (порядок записи цифр не имеет значения). Например: 135.
Ответ:
Прочитайте отрывок из исследовательской работы группы юных натуралистов.
Изучив диаграмму (см. рис.) и выявив общую закономерность, мы стали сравнивать других животных, а затем распределили их по группам. В группу А были включены животные, масса которых менее 500 г. Это представители отряда Рукокрылые, а также мышь, хомяк и ласка. В группу В (0,5−1 кг) вошли представители отряда Насекомоядные, а также белка, в группу С (1,1−5 кг) — куница, ондатра, нутрия, в группу D (5,1−15 кг) — лисица, выдра, рысь, барсук, мартышка, в группу Е (15,1−50 кг) — бобр, волк, шимпанзе. Практически все представители отрядов Парнокопытные и Непарнокопытные, которых мы сравнивали, весили более 250 кг и составили группу G. Исключением стал кабан, его масса была меньше (около 80 кг). Его, а также морского котика, орангутана и гориллу, масса которых 51−250 кг, объединили в группу F.
Используя данные текста, расположите следующих животных из числа изученных юными натуралистами в порядке увеличения интенсивности потребления ими кислорода в расчете на 1 г массы тела (при одинаковых внешних условиях):
1) рысь;
2) зебра;
3) ушан;
4) кабан;
5) ондатра.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41325.
Ответ:
Для каждого вещества организма человека подберите соответствующее описание:
A) лизоцим
Б) тромбин
B) мальтаза
Г) окситоцин
Д) холестерин
1) белок системы свертывания крови
2) пищеварительный фермент, расщепляющий дисахариды
3) белок слюны, обладающий обеззараживающим действием
4) пептид, стимулирующий сокращение гладкой мускулатуры матки
5) гидрофобное вещество, входящее в состав биологических мембран
6) гормон передней доли гипофиза, регулирующий деятельность половых желез
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв левого столбца. Например: А5Б4В5Г2Д1.
Ответ:
Опустив ногу в ледяную воду, человек непроизвольно ее выдернул. Составьте последовательность передачи нервного импульса по рефлекторной дуге этого соматического рефлекса, выбрав пять подходящих элементов из приведенных:
1) спинномозговой ганглий;
2) аксон вставочного нейрона;
3) аксон двигательного нейрона;
4) дендрит чувствительного нейрона;
5) тело вставочного нейрона в дерме кожи ноги;
6) тело нейрона в передних рогах спинного мозга;
7) двигательная зона в передней центральной извилине коры больших полушарий.
Ответ запишите цифрами, соблюдая полученную последовательность. Например: 41525.
Ответ: